Сопровождение широко представлено в различных аспектах жизнедеятельности, что, безусловно, является плюсом с практической точки зрения, но значительно осложняет теоретическую работу над выработкой общего подхода к определению термина «сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение – это процесс взаимодействия специалиста и психически здоровых людей, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержку в сложных жизненных ситуациях.
Методологические основы Службы сопровождения
Личностно ориентированный (личностно центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.
Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с окружающими людьми.
Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы практического психолога в образовании - проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья, и отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.
Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит ребенка знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.
Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации
Компоненты Службы сопровождения
· Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса субъекта образовательного процесса.
· Создание социально-психологических условий для развития личности субъекта образовательного процесса.
· Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи субъектам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, а так лицам, взаимодействующим с ними.
Функции Службы психолого-педагогического и социального сопровождения:
· Информационная
· Направляющая
· Развивающая
Основные направления деятельности Службы сопровождения:
· Профилактика
· Диагностика (индивидуальная и групповая)
· Консультирование (индивидуальное и групповое)
· Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая)
· Психолого-педагогическое просвещение и образование, формирование психолого-педагогической культуры и развитие компетентности обучающихся, администрации ДОУ, педагогов, родителей (законных представителей)
· Помощь в разработке специальных индивидуальных программ развития, учитывающих специфические образовательные потребности воспитанников
Федеральный уровень |
Электронная база данных нормативно-правовой информации о требованиях к психолого-педагогическому сопровождению образования |
https://rospsy.ru/npa |
Краевой уровень |
Электронные документы по психолого-педагогическому сопровождению образования забайкальского края |
https://centr-semya.ru/docs/ |
Муниципальный уровень |
Приказ Об утверждении Концепции развития Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на период до 2025 года |
|
Концепция развития муниципальной Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на период до 2025 года |
|
Информационно-методическое письмо О заключении Соглашений проведения единой политики в сфере развития муниципальной Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования в 2021 году |
|
Информационно-методическое письмо О продвижении «Детского телефона доверия» в образовательных организациях муниципального района |
|
Об утверждении состава Координационного совета и «дорожной карты» по реализации Концепции развития Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на период до 2025 года |
|
План мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» до 2025 года |
|
Об утверждении Реестра Соглашений о проведении единой политики в сфере развития Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» |
|
РЕЕСТР СОГЛАШЕНИЙ о проведении единой политики в сфере развития Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» |
|
П Р И К А З Об утверждении муниципальной Модели Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на период до 2025 года |
|
МОДЕЛЬ муниципальной Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на период до 2025 года |
|
Об утверждении Положения о муниципальной Службе психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» |
|
Положение о муниципальной Службе психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» |
|
Институциональный уровень |
План мероприятий "Дорожная карта" по реализации Концепции развития Службы психолого-педагогического и социального сопровождения в МАДОУ |
|
Модель Службы психолого-педагогического и социального сопровождения в МАДОУ
|
|
Приказ заведующего МАДОУ № 4 "Тополёк" от 15.11.2022 № 112 "О создании Службы психолого-педагогического и социального сопровождения в МАДОУ" |
|
Приказ заведующего МАДОУ № 4 "Тополёк" от 08.02.2023 г. № 21 "Об утверждении локальных нормативных актов регламентирующих деятельность Службы психолого-педагогического и социального сопровождения в МАДОУ"
|
|
Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанников с ОВЗ |
|
Положение о порядке разработки, утверждения и внесение изменений в адоптированные основные образовательные программы дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ |
|
Положение об оказании логопедической помощи
|
|